--> на главную страницу
записки учителя

Н. М. Рязанцева

Мне  часто бывает стыдно...
Сразу скажу: я учитель. Не поворачивается язык сказать: бывший – ведь я на пенсии. По-моему, профессия с человеком остаётся на всю жизнь. Да, иду по базару, то бишь по рынку... Продают, покупают, зазывают. Вижу своих  бывших учениц. Курят.   Отворачиваются,  смущённо оправдываются,  дескать, негде работать, если работаешь  -  не платят. Жалуются на своих бездуховных   «хозяев», которые часто склоняют их к сексу. Я и сама , когда издали замечу их, стараюсь не подходить. Но если уже нос к носу столкнёшься, куда деваться?  Становиться как-то неловко... Говорят, что мы «совки», люди нераскрепощённые, поэтому так с нами бывает.
Но так ли это?
Я думаю, что нет.
Скорее всего, это относится к людям, которые правят. Ведь они « флюгеры». Куда ветер повернёт, там и они. Надо было насаждать русские школы – пожалуйста, сейчас надо тоже делать с украинскими – они делают. Делают очень грубо, невежественно, что отталкивает людей от его изучения. Они не хотят знать, что годами в школах прививалась любовь к «великому», «правдивому», и «свободному». Он, действительно такой язык – признанный миром. Это счастье, что мы его знаем, читаем Пушкина, Толстого, Гоголя не в переводе. Об этом мечтают люди всего мира. Почему это не использовать? Таким образом проложить мостик к изучению украинского языка. А его, конечно, надо изучать и на нём говорить.

    Детей в школах мы учили благородству, честности, вселяли веру в лучшее. Сейчас это разрушили, бросив клич: « Спасайся кто как может», то есть любой ценой. Но у наших детей есть совесть, в отличие от  представителей власти. Им стыдно перед учителями, ведь они не такими были да и сейчас не такие.
Безумие власти выгнало их на рынки, где царят волчьи законы.
Мне, учителю, становится не по себе, вроде, и моя вина есть в том, что загнали молодёжь в эти шатры, начинённые импортными товарами.  Тут уже не влияют на них  пионерские и комсомольские идеи, против которых так ополчились неразумные  люди, не  имеющие понятия о светлом будущем.
 Если бы они прислушались  к здравому смыслу простых людей...

Нельзя резать по живому. Да, многое отжило, но к новому должен быть разумный переход!



Ученики, учителя, администрация школы...

После окончания Харьковского пединститута я работала 10 лет на Донбассе, затем 22 года – в Черкассах.

Нина Михайловна Рязанцева

Почему-то с самого начала работы у меня был страх перед школьным начальством. Так осталось и до последних дней работы в школе. Уверенность в работе с учениками - и боязнь администрации. Почему? Ведь я не из трусливого десятка. Дело в том, что мне и не только мне не везло на достойных руководящих педагогов. Если хороший специалист, то мелок душой, завистник, жесток, лицемер. Ах, а как они любят доносчиков, льстецов. И находятся же такие ( 4-5 человек в школе). Самое страшное, что это учителя. А как же учить детей? Но ученики, особенно старших классов, их раскусывают. Они не пользуются авторитетом среди них, зато за ними оплот администрации. Им дают больше часов, присваивают категории, называют на педсоветах как лучших. Не выше и руководители районо, гороно, облоно. Бывает, но это цветок в пустыне.

За всю свою довольно долгую работу пришлось столкнуться с самым большим учительским начальником. Пошла к нему на приём с жалобой на директора и завучей. Довели, обидели. И вот захожу, рассказала. Был удивлён, дескать, как смеет говорить такие вещи. Начал суетиться, звонить инспектору, расспрашивать, кто я такая...


И это всё при мне!

Хороший педагог мог бы сам и разобраться – ведь человек просто так не придёт. Конечно, он вмешался, немного помог. Но впечатление осталось о нём тяжёлое. Я жалела, что решилась на это. Досадно, что этот человек процветает в нашем городе и сейчас, поднялся по служебной лестнице ещё выше. ...
Буквально через день в школу явилась заврайоно, а с ней один из инспекторов. Обычно вялые в деле воспитания, здесь проявили незаурядную активность. Собрали учителей, начали клеймить непослушную: « Как она посмела жаловаться!» Но среди всех нашлось 2-3 желающих поддержать пришельцев. Так и ушли ни с чем. Вот поэтому страшно начальство при встрече. Нет в них мудрости, разума.

Зато учителя школы – это кладезь мудрости, терпения, благородства, юмора. Общаться с ними, жить одной  жизнью – удовольствие, радость.
Объединяет их любовь к детям, к нелёгкой профессии.

Администрация школы – по одну сторону, учителя – по другую

Мало кинофильмов с реальным отражением школьной жизни. Учителя в них - замухрышки , недотёпы. Это неправда! Фильм « Доживём до понедельника» потому и любим, что дышит благородством. В настоящее время жизнь выгнала на базар многих людей, а вот учителей среди них – единицы. Я не осуждаю тех многих, но горжусь своими коллегами.



Радостная встреча

Сейчас, когда встречаюсь с бывшими учениками, чаще всего происходит нерадостный разговор: « нет работы», «мало платят»,
« муж пьёт», « разошлась», « нет жилья».
И вот чудо! Встречаю Аню А. Хорошая ученица, совестливая. Окончила техникум, учится заочно в институте, уже пишет дипломную работу. Она говорит : « Я так счастлива, люблю и любима!» Дальше рассказала, что вышла замуж за соученика Юру С. Я его, конечно, знаю. Парень прекрасный, жизнь его не сломила, нашёл в ней достойное место. Аня работает мастером в техникуме. Она так полна энергии, жизненной силы. И это среди всеобщего нытья, безнадёжности и тоски. Конечно, можно сказать, что повезло, что сейчас так редко бывает. Но бывает...
Молодёжь не должна всё так мрачно воспринимать. Подвальная жизнь, пьянство, наркотики – это дно, куда опускаются слабые духом.

Молодость должна украшать, звенеть, бороться и верить!



Есть ли любимые ученики...

Конечно, есть. Одного любишь за умение мыслить, другого – за смекалку, третьего – за лёгкое дыхание, четвёртого – за духовность... и так без конца. Получается, что любишь многих.

любимые ученики

Наведите мышкой на картинку!

Ученики часто сетуют: « Вот Вы любите Иру, потому что хорошо учится, Лену, потому что всё доносит».
Не всегда любишь тех, кто замечателен в учёбе. Чаще их просто уважаешь.
С доносчиками труднее – их не уважаешь, а о любви и речи не может быть. Ученики не хотят верить в то, что учитель прозорлив и сам может о многом догадаться. Попадёшь, как говорят в точку, а им кажется, что кто-то донёс. И начинается: « Кто Вам сказал? Мы знаем кто. Он всегда доносит». И находят такого. Вспоминают, что когда-то это сделал. Дети даже одного раза не прощают. Приходится тактично разубеждать их.
А любимые ученики добавляют энергии учителю. Это лучики света, вспыхивающие звёздочки. Их всегда помнишь.

Они были любимыми учениками...

Ира Иванова почти в каждом классе была отличницей, за исключением девятого - четвёрка по английскому языку. Медали не получила. Но это была бы самая достойная медалистка в той школе, в которой я проработала 19 лет. Почти всех медалистов , как говорят, тянули. После окончания школы поступала в Ленинградский университет. Не прошла по конкурсу. Работала. Пыталась поступит в МГУ – постигла неудача. Осталась работать в Москве. В конце концов стала студенткой МГУ, затем аспиранткой, защитилась. Сейчас там же, в Московском университете, преподаёт русскую филологию. Остаётся только радоваться и завидовать тем, кого она учит, потому что это личность.
Юра Зимнин тоже мог бы быть достойным медалистом. Но в девятом и десятом классах как-то не стремился к этому , вроде бы стеснялся своего дарования. А был башковит. Закончил в Ленинграде военное училище, служил на Севере. Вернулся в Черкассы. Ныне работает завучем в одной из школ города и учится на историческом факультете педагогического университета. Я рада, что он стал педагогом. И верю, что любим учениками.



Родители, дети, учитель
У Марины Цветаевой есть такие строки:


« Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они»


Жестоко, конечно, но это правда. Родителям всегда кажется, что дети ничего ещё не понимают, заставляют делать так, как они того хотят. В детях кипит и бурлит жизнь, они не обременены повседневными домашними заботами, которые делают нас скучными, мало улыбчивыми. В этом и причина расстояния между родителями и детьми. Учитель ближе к ученику (он его учит), а если он ещё и живой человек, включится в игру с ними – в какой-то мере он для них свой.
Мне кажется, что учитель больше знает о детях , нежели родители. Но не каждому родителю он может многое рассказать о его ребёнке, потому что правду неприятно слушать. Иногда в разговоре с коллегами можно услышать: « Отец удивился тому, что я рассказала о дочери, а если бы я всё рассказала...» Вот такая всегда недосказанность. Дети часто просят: « Не говорите о том, об этом, мне дома достанется». Приходится сглаживать углы. Иначе обозлишь и того и другого.

Не знаю, правильно ли мы, учителя, поступаем?

Но думаю, что в какой-то мере правы. Далеко не каждый родитель сможет верно распорядиться такой информацией о ребёнке: бьёт, ругает, укоряет, плачет. А здесь главное, понять сына или дочку, проанализировать, то есть помочь, принять их такими, каковы они есть, не винить других, а взять вину на себя. Иногда дети совершают преступления, а родители утверждают, что они не могли этого сделать. А вот смогли же. Значит родители жили с ними вместе и в то же время были от них далеки, жили своим, скучным, повседневным...

...были от них далеки!


Наведите мышкой на картинку!


читайте о наших детях Кто они и Как живут на стр. "Загадочные подростки"



Подняться вверх